Новости

Историко-художественный музей

НОВОСТИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА 05-Май-2024 в 19:02 567 просмотров 0 комментариев

«И славно промыслами Подмосковье»

 

 

В Раменском историко-художественном музее открылась выставка народных промыслов «И славно промыслами Подмосковье».

 

Увеличить фото [нажатий - 0]
74.55 Кб
Увеличить фото [нажатий - 0]
97.24 Кб
Увеличить фото [нажатий - 0]
59.54 Кб
Увеличить фото [нажатий - 0]
73.75 Кб
Увеличить фото [нажатий - 0]
100.05 Кб

 

Традиции мастерства художественных промыслов Подмосковья уходят далеко вглубь веков. Искусство промыслов всегда обогащалось народным творчеством. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Промысел сохранял самобытные черты своего искусства, его подлинную народность. При всей традиционности народные промыслы никогда не останавливались в развитии, отражая время и особенности живого творчества мастеров разных поколений.

 

На выставке представлены промыслы: Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Федоскинская лаковая миниатюра, Сергиево- Посадские матрешки, Богородская резьба по дереву, Гжельский фарфор и майолика.

 

В начале 19 в. в селениях современного Мытищинского района производились изделия из папье-маше, а затем стали делать и лакированные подносы из жести с сюжетной и орнаментальной росписью. На протяжении столетий формировались свои художественные принципы и технические приемы росписи. Жостовские подносы пишутся масляными красками по цветному фону. Живопись многослойна. Расписанный поднос покрывается лаком, полируется и это придает ему цельность, завершенность, особую нарядность. У каждого художника свой творческий подход, импровизационное исполнение и поэтому невозможно увидеть два абсолютно одинаковых подноса. Федоскинская лаковая миниатюра – один из самых старинных художественных промыслов Подмосковья. Еще в 1795 г. в Федоскино купцом П.И. Коробовым была открыта фабрика лакированных изделий из папье-маше. В начале 19 в. Федоскинские лаки получили огромную известность. Это были модные тогда табакерки, коробочки, чайницы, портсигары и другие предметы, украшенные искусной миниатюрой и покрытые лаком. Сюжеты самые разнообразные: жанровые сцены, пейзажи, виды Москвы, «тройки, « чаепития», которые очень полюбились народу. Роспись на изделиях выполняется масляными красками в классической трехслойной технике.

 

Производство платков и шалей в Павловском Посаде является ярким явлением русского декоративно-прикладного искусства. В первой половине 19 в. платки дополняли традиционные головные уборы: кокошники, кички, но затем, сменяя их, изменили облик городского и крестьянского костюма. Производство знаменитых Павловских платков началось с 1795 г., а в 1855 г. основан Торговый дом « Яков Лабзин и Василий Грязнов», который продавал свои изделия не только по всей России, но и в другие страны. Набивные платки и шали – уникальное явление русского искусства, в которое влились элементы восточных и западных изделий. Особенно много в них турецких мотивов в виде « перчиков», вытянутых « огурцов». С тех пор как русская женщина впервые повязала голову нарядным Павлово-Посадским платком и до сегодняшнего дня он остается одним из самых популярных украшений женского костюма. Ежегодно выпускается 200 новых видов изделий из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.

 

Первая русская матрешка была создана в конце 19 в. художником С. Малютиным в содружестве с мастером токарного дела В. Звездочкиным. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочно и нарядно расписанная кукла, внутри которой еще семь меньших по размеру куколок, сразу полюбилась своим русским обликом, весельем, занимательностью. Очень скоро матрешку стали делать во многих районах страны. Но матрешки мастеров Сергиева Посада завоевали особую популярность. В 1900 г. они были показаны на Парижской всемирной выставке, после чего мастера стали выполнять большие заказы. До сих пор спрос на матрешку из Сергиева Посада очень велик во всем мире.

 

Богородская резная деревянная игрушка и скульптура один из редких видов русского народного искусства. Центром является с. Богородское (недалеко от Сергиева Посада). Богородский промысел известен с 17 в., для него характерно большое разнообразие жанров: фигурки животных и птиц, бытовые сценки, всевозможные игрушки с движением. Для изделий используется мягкая, легкая в работе липа. Богородские мастера – участники многочисленных выставок, где их произведения отмечались золотыми медалями в Париже, Нью — Йорке, Брюсселе.

 

В 1960 г., в канун 300-летия зарождения промысла, артель преобразована в фабрику. Гжель, как центр русского керамического промысла известна с 16 века. Здесь во многих селениях издавна делали гончарную посуду, игрушки, изразцы. Особого расцвета искусство Гжельских мастеров достигло в 18 в., когда стали изготавливать майолику: кувшины, блюда, тарелки, квасники, кружки. Украшали изделия нарядной росписью. Было освоено и производство фарфора. Настоящее возрождение Гжели, как художественного промысла, началось после Великой Отечественной войны. Знатоки народного искусства ценят Гжель как удивительный народный промысел прошлых веков, образцы которого украшают экспозиции крупнейших музеев мира.

 

На нашей выставке Гжель представлена работами Петра Николаевича Гордеева, который работал в ЗАО «Объединение Гжель», куда пришел после окончания Московского технологического института, отделение «Художественная керамика». Ныне он старший научный сотрудник Раменского историко-художественного музея. Декоративные панно, выполненные художником, украшают интерьеры Российских посольств за рубежом, его изделия вручались главам государств, видным политическим деятелям, известным актерам. П.Н.Гордеев – участник отечественных и зарубежных выставок. Работы художника хранятся во многих музеях мира. В настоящее время наряду с развитием старинных промыслов происходит и становление новых производств, которые основываются на народных традициях и ручном исполнении.

 

 

Методист Раменского музея Павлова О.С.

 

 

источник: www.ramenskoye.ru